Пятница, 10.05.2024, 12:08
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Екатериновская НОШ"

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Ступеньки детства
16.06.2013, 15:24
Программа подготовительного курса для детей 6–летнего возраста "Ступеньки детства"Харитонова Лариса Васильевна учитель начальных классов МБОУ «Екатериновская НОШ»
Целью подготовительного курса является развитие детей старшего дошкольного возраста, позволяющие им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы. Принципы программы "Ступеньки детства" Оптимальный учёт функциональных возможностей и естественных законов развития ребёнка при организации различных видов деятельности. Ограничение учебных нагрузок дошкольников, отказ от экстенсивного пути в организации учебно-познавательной деятельности за счёт оптимизации педагогического процесса. Создание каждому ребёнку условий максимального эмоционального благополучия и успешности в процессе усвоения предусмотренных программой знаний, умений и навыков. Забота о духовно-нравственном развитии личности в рамках учебных занятий, свободных видов деятельности и организации общения с детьми. Включение опыта ребёнка в процесс усвоения знаний, умений и навыков. Приоритет самостоятельной деятельности ребёнка в процессе обучения. Интеграция знаний, умений и навыков (через содержание и виды познавательной деятельности, организуемой по отдельным направлениям). Открытый характер предметного содержания образовательно-развивающей работы с детьми на всех ступенях. Отсутствие нацеленности на работу по определённому учебно-методическому комплекту в школе. Основные задачи программы "Ступеньки детства" Укрепление психофизиологического здоровья детей, создание предпосылок к духовно - нравственному саморазвитию личности. Развитие любознательности, стремления к расширению знаний. Развитие инициативности, самостоятельности, активности. Формирование и развитие основных познавательных процессов (восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь) и умственных действий. Формирование приёмов учебно-познавательной деятельности (ориентировка в задании; действия, необходимые для его выполнения; самоконтроль). Формирование коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать с педагогом и со сверстниками. Методическая поддержка педагогов дошкольных образовательных учреждений, позволяющая осуществлять полноценное развитие ребёнка с сохранением его физического и психического здоровья и в тесной взаимосвязи с естественными потребностями и законами. Главное назначение подготовительного курса состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить у ребят интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске, воспитать бережное отношение к природе. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к труду и художественный вкус. Программа предусматривает создание вокруг ребёнка положительный эмоциональный атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческой потенциал. [ 3] В основе подготовительного курса лежит программа "Ступеньки детства", (составитель Н.М.Конышева). Данная программа состоит из разделов: "Подготовка к чтению и письму" (автор - О.И. Бадулина)-28ч; "Сохрани своё здоровье сам!" (автор - М.В.Зверева)-14 ч; "Математическая подготовка" (автор -Н.Б.Истомина)-28 ч; "Окружающий мир" (автор -О.Т. Поглазова)-14ч ; "Художественно - конструкторская деятельность" (автор -Н.М.Конышева)- 28 ч. Основные задачи учебно-методического комплекта: Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Развитие любознательности и стремления к расширению знаний. Формирование коммуникативных умений, умений взаимодействовать с педагогом и сверстниками. Развитие самостоятельности, инициативности, активности. Развитие основных психических процессов (восприятие, внимание, мышление, воображение, память). Формирование отдельных приемов учебно-познавательной деятельности (ориентировка в задании, определение действий, необходимых для его выполнения, самоконтроль). Методическая поддержка педагогов дошкольных образовательных учреждений. Практически все занятия в каждой предметной области носят комплексный характер, позволяющий: За счёт переключения с одних видов деятельности на другие не допустить утомления детей. Повысить сознательность выполняемых видов работы. Максимально использовать конкретную работу для развития самых разных психических процессов и приёмов умственной деятельности. Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребёнка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. На это направлены обследования педагога - психолога, а также его консультации родителей будущих первоклассников. Результаты диагностик и обследования ребёнка заносятся в "Психолого - педагогическую карту". В ходе работы выявляются дети ,недостаточно готовые к школьному обучению, а также те, которые нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на профилактику школьной дезадаптации. Для таких детей составляется индивидуальная программа развития, даются необходимые рекомендации родителям. Организация занятий по данной программе осуществляется в соответствии с Положением о "Школе раннего развития ребёнка": Организация образовательного процесса в школе развития регламентируется расписанием занятий, утверждённым заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе, ответственным за её работу . Продолжительность академического часа занятий в школе развития может составлять 25-30 минут, 2 раза в неделю по 2 занятия в день. Наполняемость учебных групп в школе развития устанавливается в количестве 10-12 обучающихся. Тематическое планирование по программе "Ступеньки детства" Подготовка к чтению и письму 28 часов Данный раздел программы нацелен на развитие речи ребёнка, его фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики мышц. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи. В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь: отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки; находить слова с определенным звуком; определять место звука в слове; составлять предложения на заданную тему по опорным словам; составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок; пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию. Математическая подготовка 28 часов Данный раздел программы направлен на развитие умений: наблюдать, сравнивать объекты (в том числе геометрические фигуры), выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; формировать представления о свойствах предметов (цвет, форма, размер и т.д.); понимать относительность свойств объекта; делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность; уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы. В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь: называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10; различать свойства предметов(цвет, форма, размер и т.д.); соотносить цифру с числом предметов; присчитывать и отсчитывать по единице; ориентироваться на листе клетчатой бумаги. Художественно - конструкторская деятельность 28 часов Данный раздел программы направлен на расширение и обогащение чувственного опыта дошкольников, их знаний и представлений об объектах окружающего мира; развитие познавательных процессов и приёмов познавательной деятельности (умственной и практической) в ходе художественной конструкторской деятельности; ознакомление с природными материалами; развитие любознательности, формирование положительной мотивации учения. В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен: воспринимать различные конструкции предметов; знать виды соединений и способы крепления деталей; уметь пользоваться правилами безопасной работы ручными инструментами. Сохрани своё здоровье сам! 14 часов В курсе "Сохрани своё здоровье сам!" интересно и доступно для детей даются простейшие сведения об устройстве и жизнедеятельности организма человека, а также советы о том, как беречь и укреплять своё здоровье. В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен знать: как устроен человек; какие органы помогают человеку воспринимать мир; как беречь и укреплять своё здоровье; о правильном питании; о важности выполнения режима дня; ядовитые и лекарственные растения. Окружающий мир 14 часов Раздел программы основывается на развитии накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, которые проводятся в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь: распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе; перечислять в правильной последовательности времена года и суток; называть основные признаки времён года; уметь различать диких и домашних животных; распознавать обитателей суши, водоёмов, морей. Рекомендуемая литература: Дедова О.Ю., Яшина Н.Ю.Преемственность между дошкольным и начальным звеном образования. Нижний Новгород, 2006 Истомина Н.Б.Методика обучения математике. Смоленск, "Ассоциация XXI век", 2005. Конышева Н.М. Программа-концепция. Смоленск, "Ассоциация XXI век", 2007. Сорокоумова Е.А. Готовим детей к школе. Нижний Новгород, 1995. Яшина Н.Ю. Готовим детей к школе. Нижний Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 1996. Приложение. Приложение Приложение №1 №Тематика занятийКоличество часовСтр. уч. пособияДополнительный материал
1Речь: говорение и слушание. Составление рассказа по сюжетной картинке « Осень»1Т.1 4-7Сюжетная картинка
2Речь: чтение и письмо. Составление рассказа по серии картинок. 18-11Книга №1 «Гадкий утенок» с.3,5
3Звуки речи. Русская народная сказка « Маша и медведь»112-15Детская хрестоматия
4Гласные звуки. Составление рассказа по сюжетной картинке «Во дворе»116-19Сюжетная картинка
5Согласные звуки. Составление рассказа по серии картинок. 120-21Книга №1 «Гадкий утенок» с.7,9
6Слоги. Русская народная сказка «Курочка Ряба» 124-27Детская хрестоматия
7Ударение Составление рассказа по сюжетной картинке «Забавы детей» 128-31Сюжетная картинка
8Слова. Составление рассказа по серии картинок.132-35Книга №1 «Гадкий утенок» с.11,13
9Буквы А а, Я я. Звук [а]. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»1Т.2 4-7Детская хрестоматия
10Буквы О о, Ё ё. Звук [о]. Составление рассказа по сюжетной картинке «Верный друг»18-11Сюжетная картинка
11Буквы У у, Ю ю. Звук [у]. Составление рассказа по серии картинок.112-15Книга №1 «Гадкий утенок» с.15,19
12Буквы Э э, Е е. Звук [э]. Русская народная сказка « Ежонок»116-19Детская хрестоматия
13Буква И и, звук [и]. Буква ы, звук [ы]. Составление рассказа по сюжетной картинке «Зимушка-зима»120-23Сюжетная картинка
14Буква М м. Звуки [м], [м']. Русская народная сказка « Три медведя»126-27Детская хрестоматия
15Буква Н н. Звуки [н], [н']. Составление рассказа по серии картинок.128-29Книга №1 «Гадкий утенок» с.23,25
16Буква Р р. Звуки [р], [р']. Составление рассказа по сюжетной картинке «У новогодней ёлки»130-31Сюжетная картинка
17Буква Л л. Звуки [л], [л']. Русская народная сказка «Гуси-лебеди»132-33Детская хрестоматия
18Буква Й й. Звук [й]. Составление рассказа по серии картинок.1Т.3 2-33Книга №1 «Гадкий утенок» с.27,29
19Буква Г г . Звуки [г], [г']. Буква К к. Звуки [к], [к']. Составление рассказа по сюжетной картинке « Развлечения детей зимой»1Т.2 34-37Сюжетная картинка
20Буква З з . Звуки [з], [з']. Буква С с. Звуки [с], [с']. Русская народная сказка «Лиса и заяц»1Т.3 4-7Детская хрестоматия
21Буква Д д. Звуки [д], [д']. Буква Т т. Звуки [т], [т']. Составление рассказа по серии картинок. 18-11Книга №1 «Гадкий утенок» с.31
22Буква Б б. Звуки [б], [б']. Буква П п. Звуки [п], [п']. Составление рассказа по сюжетной картинке «Лёд идёт» 112-15Сюжетная картинка
23Буква В в. Звуки [в], [в']. Буква Ф ф. Звуки [ф], [ф']. Составление рассказа по серии картинок.116-19Книга №3 «Как Муравьишка домой спешил» с.3,5,7
24Буква Ж ж. Звук [ж]. Буква Ш ш. Звук [ш]. Буква Ц ц. Звук [ц]. В.Драгунский «Заколдованная буква»120-25Детская хрестоматия
25Буква Ч ч. Звук [ч']. Составление рассказа по сюжетной картинке « Забавы детей весной»126-27Сюжетная картинка
26Буква Щ щ. Звук [щ']. С.Михалков « Мой щенок» 128-29Детская хрестоматия
27Буква Х х. Звуки [х], [х']. Составление рассказа по серии картинок. 130-31Книга №3 «Как Муравьишка домой спешил» с.9,11,13
28Буквы ъ и ь. Составление рассказа по сюжетной картинке « Весна»134-35Сюжетная картинка
Приложение №2 №Тематика занятийКоличество часовСтр. уч. пособияДополнительный материал
1Признаки предметов. Счёт предметов ( устная нумерация). Взаимное расположение предметов ( Слева, справа, вверху, внизу). Понятие одинаковый.2Т.1 3-9Счетный материал
2Отношения: столько же, больше, меньше. Счет предметов( устная нумерация).Сравнение.210-11Счетный материал
3Пространственные отношения: внутри, снаружи. Числа 1,2,3.112-14Числовой ряд
4Число и цифра. Счёт предметов. Знакомство с цифрой 1.115-17Счетный материал. Числовой ряд
5 Счёт предметов. Знакомство с цифрами 2,3.222-25Числовой ряд
6Представления о паре предметов. Числа 4,5,6.118-21 30-31Числовой ряд
7Геометрические фигуры. Знакомство с цифрой 4.132-33Набор геометрических фигур
8Пространственные отношения: между, перед. Знакомство с цифрами 5,6.234-35Числовой ряд
9Отношение: столько же. Счёт предметов. Числа 7,8,9.226-29 36-39Числовой ряд
10Отношения: больше, меньше. Сравнение длин предметов. Знакомство с цифрой 7.1Т.2 3-7Числовой ряд Счетный материал
11Пространственные отношения: уже, шире. Знакомство с цифрой 8.18-11Числовой ряд Наглядный материал
12Пространственные отношения: выше, ниже, короче, длиннее. Знакомство с цифрой 9.112-15Числовой ряд Наглядный материал
13Поиск и составление закономерностей. Натуральный ряд чисел от 1до 9, принцип его построения.216-20
14Присчитывание по единице и отсчитывание по единице..221-24 25 30-31Числовой ряд
15Пространственные отношения: на, над, под. Состав чисел 2,3.226-29Наглядный материал (круги по составу числа)
16Пространственные отношения. Состав 4,5.332-34Наглядный материал (круги по составу числа)
17Поиск и составление закономерностей.235-41
Приложение №3 №Тематика занятийИзделиеКоличество часовЛист пособия
1Простые конструкции из пластилина и семян.Цветы из пластилина и семян 11
2Выкраивание деталей из бумаги способом обрывания. Сборка конструкции из отдельных элементов.Цветы и бабочки из бумаги. 12
3Приёмы нанесения пластилина на готовую форму и декорирования её поверхности.Декоративная рыбка 13
4Простые приёмы рисования пластилином ( раскрашивание контурного рисунка) Декоративные пластины. «Яблоко», « Лимон»14-7
5Комбинированное конструирование несложных форм из природного материалов и пластилина. Объёмные композиции « Ёжики», « Черепашки»28-9
6Лепка, композиция в объёме. Объёмная композиция «Грибы»110
7Конструирование изделий из бумаги. Приёмы сгибания.Пакетик для семян111
8Конструирование изделий из бумаги. Повторение и закрепление приёмов сгибания.Складной стаканчик игрушка112
9Конструирование изделий из бумаги. Новые приёмы сгибания. Приёмы работы с ножницами.Ёлка из квадратиков113
10Конструирование изделий из бумаги. Разрезание и склеивание бумаги.Ёлочная гирлянда114
11Работа с фольгой. Конструирование форм из трубочек.Бусы для ёлки115
12Конструирование изделий из бумаги. Бумажная пластика.Пропеллер116
13Плетение из бумажных полос. Коврик 117
14Рисование пластилином : новые приёмы, барельеф. Декоративные пластины « Кораблики», «Жук», « Грибы в лесу»318-21
15Конструирование из бумаги. Сгибание и складывание. Самолёт. 122
16Пластика объёмных форм.Вазочка 123
17Декоративная композиция. Аппликация. Открытка для мамы 124
18Модульное конструирование на плоскости. Аппликация из геометрических фигур « Птичка» 125
19Модульное конструирование на плоскости.Аппликация из треугольников «Рыбка» 127
20Природа и фантазия, Приём вырезания и декорирования симметричных форм.Композиция « Большая рыбка» 128-29
21Природа и фантазия. Вырезание более сложных симметричных форм.Композиция « Чудо – дерево».130
22Ритм элементов в узоре. Узоры в полосе.Аппликация, рисование.131
23Рисование Бабочки. 235
24Модульное конструирование на плоскости.Аппликация из геометрических фигур « Домик»126 или 32
Приложение №4 №Тематика занятийКоличество часовСтр. уч. пособияДополнительный материал
1Как мы устроены. Учимся правильно учиться. 16-7Демонстрационная таблица
2Здоровая кожа – защита нашего тела. 18-9
3Защититесь от инфекции. 110-11
4Чувства – разведчики. 112-13
5Проверяем зрение. Упражняем зрение. 114-15
6Берегите уши. 118-19
7Скелет человека. Осанка посадка. 124-25Демонстрационная таблица
8С утра до вечера. Режим дня. 126-27Демонстрационная таблица
9Правильное питание. 132-33
10Витамины и здоровье. 134-35
11Чтобы зубы не болели. 136-37
12Прогулка. 140-41
13Ядовитые и лекарственные растения. 142-43Демонстрационная таблица
14Собираем дары леса. 144-45Демонстрационная таблица
Примечание: данное пособие (учебник-тетрадь) рассчитано на 20 часов, нами были взяты наиболее значимые темы для изучения, все остальные рекомендованы для рассмотрения в кругу семьи. Приложение №5 №Тематика занятийКоличество часовСтр. уч. пособияДополнитель-ный материал
1Осенние изменения в природе. 1К.1 2-3 Демонстрационная таблица
2Домашние животные. 1К.1 4-5Демонстрационная таблица
3Дикие животные. 1К.1 18-19Демонстрационная таблица
4Перелётные птицы. 1К.1 6-7Демонстрационная таблица
5Зимние изменения в природе. 1К.1 24-25Демонстрационная таблица
6Предметы домашнего обихода. 1К.1 26-27
7Весенние изменения в природе. 1К.1 28-29Демонстрационная таблица
8Обитатели водоёмов. 1К.1 30-31Демонстрационная таблица
9Обитатели морей. 1К.2 2-7Демонстрационная таблица
10Насекомые. 1К.3 3-11Демонстрационная таблица
11Земноводные и пресмыкающиеся. 1К.4 8-9Демонстрационная таблица
12Лиственные и хвойные растения. 1К.3 20-21Демонстрационная таблица
13Культурные растения. 1К.4 4-5Демонстрационная таблица
14Грибы: съедобные и несъедобные. 1К.4 16-17Демонстрационная таблица
Книга №1: «Гадкий утёнок». Книга №2: «Великий морской змей». Книга №1: «Как Муравьишка домой спешил». Книга №1: «Дюймовочка».
Категория: Мои файлы | Добавил: larisa
Просмотров: 723 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
ПОС ЕПГУ
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz